Главная » Файлы » Новости |
11.11.2020, 09:51 | |
Психологические особенности подросткового возраста. Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И что самое страшное – ломает растущего человека. Подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Следует сказать, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения их потребностей перестраивают свои отношения с ними таким образом, чтобы те могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин смещается во времени. Кризисный характер перехода от одного возрастного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и другое). Существует 4 способа разрешения конфликтных ситуаций, так называемые «конфликтные привычки»: 1. Уход от проблемы (чисто деловое общение) 2. Подавление - мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка. 3. Продуктивный компромисс. Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения. 4. «Выиграть-проиграть». Победа любой ценой. Взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна. Стратегия разрешения конфликта «Выиграть-выиграть» позволяет эффективно разрешить противоречие в интересах, потребностях и целях участников взаимодействия. Его суть – «Я хочу выиграть, но я хочу, чтобы ты выиграл тоже». Таким образом, ищется альтернативный вариант решения, который в большей степени или полностью удовлетворяет потребности обоих участников конфликта. Этот способ разрешения конфликтов особенно эффективен в отношениях родителей с ребенком-подростком, который отличается повышенным стремлением к самостоятельности и независимости и ждет к себе отношения, как к равному человеку. О каких родителях мечтают подростки. Итак, какими же хотят видеть подростки своих родителей? Как показывает ряд опросов подростки мечтают о таких родителях, которые: - Выслушивают нас и стараются понять. - Дают почувствовать, что они любят нас. - Выказывают свое одобрение. - Принимают нас такими, какие мы есть – со всеми нашими ошибками и недостатками. - Доверяют нам и ждут от нас хорошего. - Относятся к нам как взрослым. - Направляют нас. - Веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора, умением создать теплую атмосферу дома и подают хороший пример. Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, которую родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которые они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка может вызвать прямо противоположный эффект: низкая самооценка, плохая учеба в школе, импульсивные поступки, слабая социальная адаптация, неустойчивое и антиобщественное поведение. Подростки ждут от родителей внимания и дружелюбного отношения. Родители должны научиться уважать своих детей, но, уважая детей, надо уважать и самих себя. | |
Просмотров: 219 | Загрузок: 0 | |